ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С МЫШЕЧНО-ИНВАЗИВНЫМ РАКОМ

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С МЫШЕЧНО-ИНВАЗИВНЫМ РАКОМ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ

Е.И. Велиев, О.Л. Филимонов, С.А. Ракул, В.Е. Григорьев

Клиника урологии РВМА, Санкт-Петербург

Рак мочевого пузыря является вторым по частоте возникновения среди опухолей мочеполовой системы после рака предстательной железы и составляет 3-4% всех злокачественных новообразований человека. Примерно 30% первично диагностированных злокачественных опухолей мочевого пузыря являются мышечно-инвазивными.

В настоящее время общепризнанным и принятым за ''золотой стандарт'' методом лечения мышечно-инвазивного рака мочевого пузыря является радикальная цистопростатэктомия (РЦПЭ).

В клинике урологии ВМА в период с 1998 по 2000 год были выполнены РЦПЭ 12 больным с мышечно-инвазивным раком мочевого пузыря. Из них 9 больным (75%) было выполнено формирование ортотопического мочевого пузыря по методике Studer и 3 больным (25%) после РЦПЭ был сформирован илеокондуит по Briker.

Средний возраст пациентов составил 56 лет.

Гистологической формой новообразований у всех пациентов был переходно-клеточный рак с инвазией в мышечный слой стенки мочевого пузыря.

У 10 больных (83,3%) был установлен pTNM - диагноз - T2b N0 M0 ; у 1 больного - T4a N1 M0 и у 1 больного - T4b N2 M0. Совпадение дооперационного и патоморфологического диагноза отмечено у 7 пациентов (58,3%), в 5 случаях (41,7%) имела место гиподиагностика ( в том числе при выполнении КТ и МРТ).

До операции ХПН присутствовала у 2 больных (16,7%) и односторонний гидроуретеронефроз у 4 больных (33,3%).

Средняя продолжительность операции составила - 6,5 часов - при операции по Studer и 4,5 часов - при операции по Briker. Интраоперационная кровопотеря при операции по Studer - в среднем 1005 мл, а при методике по Briker - 1070 мл.

Послеоперационный период в среднем составил 26 дней.

Послеоперационные осложнения наблюдались осложнения у 4 больных:

эвентрация органов брюшной полости - 1 (8,3%)
эвентрация органов брюшной полости и нагноение послеоперационной раны - 1 (8,3%)
динамическая кишечная непроходимость - 1 (8,3%)
обострение пиелонефрита и карбункул почки - 1 (8,3%)
В настоящее время 11 пациентов (91,7%) живы, один умер через 6 месяцев после операции в результате прогрессирования раковой болезни (T4b N2 M0).

Больные имеют самостоятельное мочеиспускание через 2-3 часа, при этом полное опорожнение артифициального мочевого пузыря достигается путем надавливания руками на переднюю брюшную стенку.

Остаточной мочи у прооперированных пациентов нет.

Из 9 пациентов, которым была выполнена операция по методике Studer, восемь пациентов (88,9%) удерживают мочу как в дневное, так и в ночное время, у одного больного (11,1%) имеется полное недержание мочи.

В отдаленном периоде у больных мы наблюдали следующие осложнения:

стриктура пузырно-уретрального анастомоза - 1 (8,3%)
стриктура уретерально-илеального анастомоза - 1 (8,3%)
односторонний уретерогидронефроз - 2 (16,7%)
Трудоспособность у всех пациентов сохранена.

За период наблюдения (до 3 - х лет) рецидивов опухоли не выявлено.

Таким образом, анализируя скромный опыт нашей клиники, можно заключить, что операции по методу Studer и Briker являются радикальными и надежными методами лечения мышечно-инвазивного рака мочевого пузыря, обеспечивающие удовлетворительные ближайшие и отдаленные результаты лечения и социальную адаптацию пациентов.