BCG-ТЕРАПИЯ

ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ОСЛОЖНЕНИЯ BCG-ТЕРАПИИ

Камалов А.А., Гущин Б.Л., Никушина А.А., Токарев Ф.В.
НИИ Урологии МЗ РФ. Директор - академик Н.А.Лопаткин

В НИИ Урологии МЗ РФ на протяжении 5 лет проводился курс иммунотерапии вакциной BCG больным с поверхностным раком мочевого пузыря.

Из исследуемых больных у 12,5% была прекращена иммунотерапия из-за индивидуальной напереносимости вакцины, выраженной дизурии с режущими болями при мочеиспускании после 4-8 инстилляций.

Характерной особенностью BCG-терапии является возникновение у некоторых пациентов после одной из инстилляций побочных реакций, которые купируются самостоятельно или требуют симптоматического лечения в первые двое суток. Мы заметили одну особенность - у пациентов, которые хорошо переносят первые инстилляции, побочные реакции появляются после третьего или четвертого введения вакцины BCG.

В нашем исследовании наблюдались как местные, так и системные побочные реакции. Среди местных следует отметить кратковременную дизурию у 18,8% больных и транзиторную макрогематурию у 12,5% больных. Из системных побочных реакций мы наблюдали: гипертермию37,5-38С до 48 часов у 18,8% больных, гипертермию свыше 38,5С до 24 часов у 6,2% больных, а также гриппоподобные явления у 9,4% больных.

В современной литературе описаны различные осложнения после проведения BCG-терапии. В нашей клинике также отмечены осложнения у троих из 32 исследуемых больных. У двоих из них (6,25%) после 6-месячного лечения появилась дизурия и цисталгия, была выявлена бактериурия. При контрольной цистоскопии и биопсии мочевого пузыря выявлен хронический цистит с яркой клинической и морфологической картиной.

У одного пациента (3,13%) мы наблюдали развитие острого полиартрита. У этого пациента 28 лет уже после второй инстилляции появились боли в суставах шейного отдела позвоночника и гипертермия до 40С. На фоне противовоспалительной терапии состояние пациента улучшилось и инстилляции были возобновлены. Однако после 4 инстилляции присоединились боли в височно-нижнечелюстном суставе с нарушением движений в нем и гипертермия, что потребовало снижения дозы вакцины со 100 до 75 мг. После 6 инстилляции пациент был направлен для обследования и лечения в ревматологическое отделение. Выявить бациллу Кальметта-Герена в суставной жидкости не представилось возможным. По данным проведенного обследования был диагностирован ревматоидный полиартрит. По-видимому, данное заболевание у пациента протекало латентно, а обострение ревматоидного полиартрита было спровоцировано иммунотерапией рака мочевого пузыря.

Заключение: Для уменьшения количества осложнений необходимо кроме соблюдения всех предосторожностей введения вакцины, также придерживаться строгих показаний для BCG-иммунотерапии. Мы считаем, что необходимо расширить границы обследования пациента и исследовать состояние соединительной ткани каждого пациента.