БИОПСИЯ В ДИАГНОСТИКЕ

ЗНАЧЕНИЕ БИОПСИИ В ДИАГНОСТИКЕ И КОНТРОЛЕ ЛЕЧЕНИЯ РАКА ПРОСТАТЫ

Л.М.Гориловский , М.Б.Зингеренко
г. Москва
В конце XX столетия РПЖ стал серьезной медицинской проблемой для всех индустриально развитых стран, особенно у лиц старшего возраста.

Диагноз рака простаты предполагается на основании клинических проявлений болезни, данных пальцевого и ультразвукового исследования, определения уровня простатического специфического антигена. Биопсия позволяет верифицировать диагноз и в какой то мере по степени дифференцировки раковых клеток определить прогноз.

Морфологичекий диагноз является определяющим в диагностическом алгоритме рака предстательной железы Проводимая биопсия должна отвечать как требованиям малой инвазивности, так и максимальной информативности , что определяет ее полифокусность, и получение достаточного размера кусочков ткани железы для четкого определения гистологического строения опухоли и степени ее дифференцировки.

В структуре заболеваемости больных урологического отделения ГКБ №60 рак простаты обнаруживается у 17-19% пациентов. За период 1996-2000 год мы произвели 412 биопсий предстательной железы и проанализировали полученные гистологические заключения , распределив данные по степени морфологической дифференциации раковых клеток, PIN и доброкачественной гиперплазии простаты, а также сопоставили их с уровнем PSA больных.

Трансректальная биопсия простаты осуществляется под контролем указательного пальца левой руки, Биопсия производится с применением специального автоматического "пистолета", что облегчает взятие материала для исследования и улучшает качество биоптата. Использование автоматических пункционных устройств позволяет произвести биопсию не только ткани простаты, но и ее капсулы, а также семенных пузырьков. Полученные столбики ткани (18-20 мм х 1-2 мм) обеспечивают возможность проведения необходимого анализа, включающего установление рака, определение степени и стадии по шкале Gleason. Чем больше количество столбиков ткани содержат раковые клетки и чем больше количество этих клеток в соотношении с нормальной тканью, тем выше вероятность экстракапсулярного распространения опухоли, тем выше стадия по шкале Gleason и хуже прогноз, особенно при наличии неоангиогенеза и периневральной инвазии.

В нашем отделении выполняется секстантная трансректальная биопсия. Взятие биоптата осуществляется из трех точек (периферической, промежуточной, центральной зон) каждой доли, исходя из общеизвестных данных, что в 70% случаев рак развивается из периферической зоны, в 15-20% из клеток центральной ив 10-15%-из промежуточной зоны. Так же предпочитаем проводить секстантную биопсию с одновременным забором материала из подозрительных очагов.

При биопсии по поводу установленной ПИН она должна быть обязательно секстантной, т.к., если ее проводить исключительно на стороне изолированной простатической интраэпителиальной неоплазии, рак будет "просмотрен" в 35% случаев.

У 43,% больных были обнаружены различные варианты доброкачественной гиперплазии предстательной железы. У 49,3% больных установлен РПЖ. У 7,6% пациентов выявлена простатическая интраэпитеальная неоплазия предстательной железы, которую рассматриваем как предрак и наблюдаем в динамике.

Распределение по возрасту : до 60 лет - 7,4%, 60-69 лет - 29,7%, 70-79 лет 49,1% и 80-89 лет - 13,4%. Таким образом , старше 70 лет было 62,8% пациентов. Мы придаем большое значение в лечебном и прогностическом плане распределение по морфологическому строению. В нашем материале получены следующие данные высокодифференцированный рак -4,6%, умеренно дифференцированный рак -33,2% и низко- и недифференцированный рак 62,2%. Средние значения простатического специфического антигена при установленном раке простаты составили при высокодифференцированном раке -3,7нг/мл умеренно дифференцированном раке -8,0 нг/мл и низко- и недифференцированном раке 11,9 нг/мл.

Таким образом, у большей части больных раком простаты обнаруживается низко- и недифференцированный рак и значение PSA возрастает соответственно уменьшению степени дифференцировки рака простаты, что подтверждает имевшиеся у нас результаты - чем тяжелеее рак простаты, тем выше значение PSA.

Осложнения пункционной биопсии, такие как повреждения мочевого пузыря и мочеиспускательного канала встречаются крайне редко.

Могут иметь место в течение нескольких дней, а по некоторым сообщениям даже недель, гематурия и гемоспермия. В связи с этим обстоятельством пациенты должны быть информированы о возможном наличии примеси крови в моче, кале и эякуляте.

Боль после биопсии лишь в небольшом числе наблюдений вызывает необходимость применения аналгетиков. Ее наличие на протяжении длительного времени свидетельствует о гематоме (внутрипростатической, подкожной) или присоединении гнойного воспаления. Отрицательный результат биопсии не означает отсутствие опухоли, так как измененная ткань могла не попасть в пунктат Имплантация опухолевых клеток по каналу биопсии маловероятна вследствие низких темпов роста и низкой агрессивности многих видов РПЖ.

Особо следует сказать о группе больных с отрицательными результатом биопсии, но имеющие другие диагностические признаки РПЖ. Эти пациенты нуждаются в продолженном наблюдении, УЗИ мониторинге, контроле динамики концентрации сывороточного ПСА и в повторной биопсии простаты.

Повторная серийная полифокальная биопсия простаты абсолютно показана при возрастании ПСА после отрицательных результатов предшествующих биопсий, высокой степени интраэпителиальной неоплазии (ПИН), которую большинство исследователей рассматривают как предрак, Примерный срок повторной биопсии 3-6 месяцев.

Полученные данные указывают на необходимость определения грейдинга рака простаты в совокупности с PSA для выбора правильной оптимальной индивидуальной тактики лечения, оценки прогноза заболевания , особо выделяя больных с PIN как группу повышенного риска заболеваемости раком предстательной железы для постоянного динамического наблюдения у урологов.