ИССЕМИНИРОВАННЫЙ РАК

ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ ДИССЕМИНИРОВАННОГО РАКА ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

С.В.Панченко, Н.В.Деньгина

Институт медицины и экологии Ульяновского государственного университета. Областной клинический онкологический диспансер, Ульяновск

В настоящей работе представлен ретроспективный анализ эффективности лечения больных метастазирующим раком предстательной железы. В исследование были включены 112 больных раком предстательной железы IV стадии и 26 больных с III стадией процесса с выявленными впоследствии метастазами, наблюдавшихся в нашей клинике за период с 1995 по 2000 год.

Возраст больных варьировал от 46 до 86 лет. Большинство больных на момент установления диагноза были в возрасте 60 - 69 лет.

Диагноз верифицирован морфологически у 119 больных - аденокарцинома предстательной железы. Высоко дифференцированная форма выявлена у 33 (23,9%), умеренно дифференцированная - у 52 (37,7%), низко дифференцированная - у 34 (24,6%), верификации не было у 19 пациентов (13,8%).

Уровень опухолевых маркеров (ПСА, КФ, ЩФ) определялся до лечения и в динамике у 64 больных.

Наиболее часто костные метастазы локализовались в нескольких отделах костной системы (50,7%). Внекостные метастазы наиболее часто обнаруживались в лимфоузлах (15,2%). У 15,9% больных было выявлено прорастание опухоли в соседние органы.

В зависимости от методов проведенного лечения больные распределились следующим образом:

1-я группа из 91 человек, которым проводилась гормонотерапия (эстрогены или эстрогены в сочетании с орхидэктомией). Современные антиандрогены не применялись.
2-я группа из 21 человек получала на фоне эндокринной терапии (эстрогены, эстрогены с орхидэктомией) лучевую терапию (на простату при прорастании опухоли в соседние органы, на метастазы и/или системную лучевую терапию хлоридом стронция-89).
Больным 3-й группы (15 человек) проводилось комплексное лечение, включающее гормонотерапию (эстрогены или эстрогены в сочетании с орхидэктомией), полихимиотерапию, лучевую терапию на метастазы и системную лучевую терапию хлоридом стронция-89 при болевом синдроме.
Отказались от лечения 6 больных.
Больным из всех 3-х групп при наличии показаний проводились паллиативные операции (эпицистостомия, нефростомия).

Лечебный эффект оценен у всех пациентов согласно критериям ВОЗ и по показателям средней продолжительности жизни, 3-летней и 5-летней выживаемости.

У больных 1-й группы объективный противоопухолевый эффект составил 62,6%. Имела место стабилизация у 57 пациентов. Прогрессирование зафиксировано у 34 больных. Средняя продолжительность жизни составила 16,2 месяца, 3-летняя выживаемость - 6,6%, 5-летняя - 3,3%.

Во 2-й группе эффект от лечения составил 76,2% (стабилизация у 16 пациентов). Прогрессировали 5 больных. Средняя продолжительность жизни - 16,8 месяцев. 3 года прожили 9,5%. 5 летняя выживаемость 0%.

В третьей группе стабилизация была у 6 больных, прогрессирование у 9. Средняя продолжительность жизни составила 27,3 месяца. 3-летняя выживаемость составила 20%, 5 лет не прожил никто.

У пациентов, отказавшихся от лечения, отмечено быстрое прогрессирование заболевания. Средняя продолжительность жизни составила 4,9 месяца.

В ходе исследования не удалось установить объективно подтвержденной регрессии ни у одного из пациентов. Интересно, что хотя доля больных, у которых после начатого лечения удалось получить стабилизацию опухолевого процесса, наименьшая в 3-й группе, показатели средней продолжительности жизни и 3-летней выживаемости у них выше. Вероятно, комплексное лечение замедляет темпы прогрессирования заболевания. Следует учесть также и то, что третью группу составили больные, требовавшие более пристального внимания в связи с более выраженными клиническими проявлениями и худшим качеством жизни.

В результате исследования мы пришли к заключению, что андрогенная блокада остается обязательной составляющей лечения больных с диссеминированным раком предстательной железы. Применение комплексного лечения (хлорид стронция-89, ПХТ) у них улучшает показатели средней продолжительности жизни и 3-летней выживаемости. Оптимизация сочетания известных методик индивидуально у каждого больного оставляет надежду на повышение эффекта паллиативного лечения.