ИНТРАОПЕРАЦИОННАЯ УЛЬТРАЗВУКОВАЯ МЕТОДИКА

КОМПЛЕКС ИНТРАОПЕРАЦИОННЫХ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ МЕТОДИК ПРИ ОРГАНСОХРАНЯЮЩИХ ОПЕРАЦИЯХ ПО ПОВОДУ РАКА ПОЧКИ

С.О. Степанов, И.Г. Русаков, Н.А. Гришин, М.А. Захарова
г. Москва
Рак почки составляет 2-3% среди всей опухолевой патологии. Стандартизированный показа-тель заболеваемости за период с 1991 по 2000 г.г. вырос.

Диагностика заболеваний почек с появлением ультразвуковой сонографии значительно упростилась. По данным литературы, в 97% наблюдений диагноз устанавливается на основании ультра-звукового исследования. Этот метод является доступным, простым и безвредным, обладающим высокими разрешающими способностями. Так в настоящее время, с повышением разрешающей способности ультразвуковой аппаратуры и достаточно широким ее применением, опухоли почек все чаще стали выявляться у пациентов при диспансерном обследовании. Размеры патологического оча-га у этой категории больных небольшие, а функциональное состояние почек удовлетворительное. По этой причине значительно увеличилось число органосохраняющих операций.

В МНИОИ им. П.А. Герцена за период с 1997 по 2001г. обследовано 285 больных с диагнозом рак почки. Всем больным до начала лечения проведено трансабдоминальное ультразвуковое исследование. При визуализации небольшого опухолевого образования и планировании органосохраняющей операции, в комплекс диагностических мероприятий в обязательном порядке включа-лась интраоперационная сонография, которая выполнялась сразу после лапаротомии и мобилизации пораженной почки. Исследование проводилось на сканере "Пантера-2002" (Дания), оснащенным специальным интраоперационным датчиком с частотой 7,5Мгц, позволяющим исследовать опухоль, как в "В" режиме, так и в режиме цветного доплеровского картирования.

За указанный период в институте было проведено 97 интраоперационных ультразвуковых исследований больным с опухолевой патологией почек. Показаниями к исследованию послужили: 1. визуализация невыявляемого при мануальной ревизии образования (чаще размерами менее 3,0 см.), 2. определение взаимоотношения образования с чашечно-лоханочной системой почки, 3. выявление признаков вовлечения в опухолевый процесс окружающих тканей и анатомических структур (при локализации в периферических отделах паренхимы).

Проведенный сравнительный анализ данных интраоперационной сонографии показал 100%-ное совпадение результатов ультразвукового исследования и исследования послеоперационного гистологического материала по локализации патологического очага, по определению признаков инвазии чашечно-лоханочной системы, капсулы почки и паранефральной клетчатки.

Кроме исследования первичной опухоли вторым этапом интраоперационной сонографии бы-ло исследование забрюшинного пространства, при этом у 7 пациентов удалось дополнительно визуализировать увеличенные парааортальные лимфатические узлы (не выявленные трансабдоминаль-но), размерами от 3,0 до 10,0 мм. После лимфаденэктомии и планового гистологического исследовании в одном случае было выявлено метастатическое поражения, в остальных - картина гипер-пластического состояния.

Завершающим этапом интраоперационной сонографии считаем обязательным исследование печени, что позволяет не только исключить метастатическое ее поражение, но и визуализировать дополнительные очаги патологии. Так в одном наблюдении удалось визуализировать патологический очаг размером 12 мм, при морфологической верификации - гепатоцеллюлярный рак.

Таким образом, учитывая высокую информативность, чувствительность и специфичность, а также простоту, безвредность и в большинстве случаев быстроту выполнения, мы рекомендуем всем пациентам с неопластической патологией почек, проводить интраоперационную сонографию, которая не удлиняет время операции, предоставляя хирургам всю необходимую информацию о первичном очаге и зонах метастазирования.